Психологические
аспекты обучения на уроках русского языка и литературы по обновленной
программе.
Учитель русского
языка и литературы
Терсаканской основной школы
Жаксынского района
Акмолинской области
Абакарова Ольга Леонтьевна
Чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому
В.А.Сухомлинский
На сегодняшний день в условиях перехода на
обновленное содержание образования
РК, перед нами – педагогами стоит
важнейшая задача: воспитать и
обучить таких учеников, которые смогут
адаптироваться и реализовать себя в современном мире.
Наша
функция глобальная: не только дать
прочные, сухие знания по своему предмету, но и воспитать Души... Каждый ребенок - это целый мир и каждый
ребенок достоин любви, сочувствия, понимания и признания. А детские души – это, вообще, целый калейдоскоп.
Я чувствую и вижу это; по их добрым улыбкам и радостному
настроению, по их веселым или грустным глазам (такое ведь тоже нередко
бывает) или по их тревоге - когда захожу в класс и здороваюсь с ними.
Мне ли говорить вам, что
от психологического настроя учащихся и самого учителя, от психологического
настроя на конкретную тему - зависит результативность урока. А это одна из непростых задач; ведь психология
человека – одна из сложнейших наук. Знания
психологии нужны везде, особенно в работе
с детьми. А это значит, что учитель находится в постоянном
поиске: Зачем, с чем и как я иду на урок?
. Это неустанный поиск педагогических
решений в преподавании своего предмета, это годы непрерывного совершенствования в
педагогике и методике.
Любить
своих учеников и свое дело, воспитывать детей в духе свободы и
творчества, приучать их к ответственности
за сохранение нашей культуры,
понимать своих воспитанников и быть понятой
ими - таковы слагаемые моей педагогической философии. И это
не просто слова - это постоянный самоконтроль
своих действий и поступков,- это взвешенные слова и выражения, эмоции. Это подбор материала, игр,
психологической рефлексии.
Как
учитель – практик, стараюсь найти
такие формы и методы обучения,
чтобы учащимся было интересно учиться.
Современный урок я рассматриваю не
только как деятельность учителя, то есть его форму обучения, но и как
деятельность ученика, то есть как форму учения. Много работаю именно над
созданием благоприятной психологической обстановки на уроке.
Владею методикой анализа урока и самоанализа
- учу детей анализировать свои поступки, свои достижения и достижения других
учеников, благо дело, в обновленной программе для этого уделяется немало
времени.
Уровень психологической атмосферы с
учащимися обязательно должен быть доброжелательный. Учитель отвечает за психологический и эмоциональный
настрой учащихся, проводит рефлексию
учебной деятельности каждого учащегося,
анализирует эмоциональное состояние ребенка.
Цели воспитательной работы таковы:
воспитание и развитие свободной личности, готовой к творческой
деятельности, умеющей самостоятельно действовать с учётом индивидуальных
способностей и собственных интересов.
Главные задачи психологического аспекта в
условиях обновления содержания РК- это
комфорт ребенка при получении знаний,
ощущение его значимости, его психологическая адаптация в
различных сферах жизнедеятельности,
выявление индивидуальных
особенностей личности. Моя
задача: содействовать росту инициативы, самостоятельности,
ответственности. Слежу за
межличностными отношениями в коллективе,
стараюсь создать условия для того, чтобы каждый ученик смог проявить себя
как Личность, раскрыть свой талант.
Стараюсь поддерживать интерес и внимание ко всему, что окружает детей .
Курсы, которые я прошла летом, дали возможность ознакомиться с обновленной
учебной программой. Хочется отметить, что во время курсов я и мои коллеги отрабатывали навыки речевой
деятельности, цели обучения, критерии оценивания учебных достижений, возрастные
особенности учащихся, стратегии
обучения языку, особенности организации
обучения в контексте «сквозных» тем, использование
которых позволяет интегрировать знания из разных предметных областей и способствует тому, что учащийся, взаимодействуя с
миром, познает сам себя, самоопределяется в системе жизненных отношений.
Целью учебной программы по предмету «Русский
язык» является формирование функционально грамотной личности
через развитие практических
навыков применения языковых
единиц в четырех видах деятельности: слушании,
говорении, чтении и письме. Акцент делается не
на полученные знания, а на процесс их применения, т.е.на развитие функциональной грамотности обучающихся. Обновленная
программа по предмету направлена на приобретение учащимися широкого круга
компетенций, называемых часто навыками XXI века.
Для достижения поставленной
цели на уроке учителю русского
языка необходимо решать следующие задачи: учить слушать с пониманием, говорить,
читать и писать; формировать лингвистическое отношение к единицам
языка.
Но если взять практическую деятельность и
разложить по этапам, которые мы соблюдаем при
планировании краткосрочного
плана, первое - это организационный
момент и психологический настрой. Не
все, что нам дано в методическом
руководстве, может подойти вам, - все зависит от вашего класса, от уровня подготовленности детей и
еще от многих других моментов. Но
то, что психологический настрой – это неотъемлемая часть урока, я думаю,
с этим уже никто не может спорить. И это, как раз то,
что определяет мастерство
Учителя. Это не просто фантазия- это глубокая продуманность своих
действий, которая в один миг может не
сработать, и вот тут, на помощь должна
прийти быстрая реакция, умение уловить ситуацию и, возможно
вам на ходу, придется настраивать
класс совсем на другую волну, не забывая о главной учебной цели.
Русский
язык в сельской местности (в особенности там, где основная нация коренная) -это очень сложный процесс
обучения , и отдельная тема для разговора. Но вот здесь, как раз, большое значение имеет
сам начальный психологический настрой.
На первых уроках приходя в новый класс, когда
дети только начинают изучать язык, я
заметила, что ученики казахских классов с удовольствием
учат слова и выражения приветствия.
Каждый из них хочет показать свою
готовность к уроку, и что самое главное - ученики ждут, пока я оценю их. Для развития речи очень помогают мультипликационные ролики
и метод физического воздействия.
Чтобы
середина урока проходила интересно, насыщенно,- тоже нельзя упускать
эмоциональное состояние учащихся из вида. Для этого по обновленной
программе предусмотрены всякого рода
разминки, в том числе и психологического настроя.
Рефлексия
урока - это тоже немаловажный
этап. От него зависит, как ты будешь планировать свой следующий
урок. В
конце урока можно использовать не только рефлексию полученных знаний, но и психологические рефлексии. Не обязательно использовать готовые
смайлики или другие готовые шаблоны для рефлексии.
Дети ведь очень любят рисовать.
И малыши сами на доске или на стикерах могут нарисовать свое настроение,
а дети старшего возраста с удовольствием
могут создать свой город: «Город
Радости», (город Счастья, город Улыбок , Добра и Мира) или
«Остров грусти» (остров Помощи, остров
Взаимовыручки), или Книгу
Памяти и т.п. Таким образом, можно проверить не только уровень его знаний,
его словарного запаса, но и психологическое состояние ребенка его фантазию, его
адаптацию в коллективе.
У ювелира в руках – многогранный алмаз,
а у педагога в руках бесценное сокровище – ребенок. Объединяет эти
профессии результат работы. Какие будут грани, во многом зависит от нас самих.
Обновленная программа во многих моментах еще требует доработки, но она дает и возможность творить.
У нас, учителей филологов, особая миссия, мы закладываем основы
духовно-нравственного становления
личности. Мы всегда помним слова
великого педагога В.А. Сухомлинского: «Если не повышаются знания
учителя, то ученики будут обречены на скупые следования учебникам, а у ребенка пропадет охота к
знаниям».
Исходя
из идей обновленной программы, я поставила для себя главную
педагогическую задачу – стать напарником для моих учащихся, чтобы
направлять их, вместе с ними переживать ошибки, исправлять их, вместе с ними искать
ответы и вместе радоваться их победам.
Основная задача обновленной программы –
«Научить учиться», учиться на протяжении
всей жизни, что будет способствовать развитию новой
конкурентоспособной, всесторонне гармонично развитой, функционально грамотной
Личности.
Мы учителя, осознаём, что на нас
возложена громадная ответственность за
улучшенное качество продвижения
прогресса в обновленном содержании
образования, и поэтому- с первых дней,
приступили к серьезной работе по
освоению новых аспектов предстоящей педагогической деятельности.
Имея
большой педагогический опыт за плечами, знаю точно только одно: как
это трудно – УЧИТЬ. Тебе верят, на тебя
надеются, от тебя все ждут чего-то особенного
- ведь ты не просто человек, ты- Учитель!!!
Вот
открываю дверь в класс…(иногда, кажется. совсем нету сил). Переступаю порог... И...
И
говорю: «Доброе утро! Я очень рада видеть вас! Какое у вас настроение?»
И, что удивительно –поверьте и проверьте, дети
почти всегда говорят: «Хорошее!»
-Будем
работать?- спрашиваю я.
-Будем!-
отвечают они.
Я начинаю свой урок. Урок - жизнь,
который поможет им познать себя и
окружающий мир, поверить в свои силы,
возможности, добиться успеха. Урок, после которого, выходя из класса, кто-нибудь из них (иногда через много
лет спустя) - обязательно скажет: «Спасибо!»